Вы здесь

219- летие дня образования минюста

           

 

 

Министерство юстиции Российской Федерации

 

Министерство юстиции Российской Федерации

сокращённо — Минюст России

 
 
   

Ми­ни­стер­ство юс­ти­ции Росси́йской Федерации (Ми­нюст России) — фе­де­раль­ный орган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, осу­ществ­ля­ю­щий вы­ра­бот­ку го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки (го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние) и нор­ма­тив­но-пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние в сфере юс­ти­ции, а также ко­ор­ди­ни­ру­ю­щий де­я­тель­ность в этой сфере иных фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти.

Функции

Со­глас­но Указу Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 13 ок­тяб­ря 2004 года № 1313 (в ре­дак­ции от 23 ап­ре­ля 2017 года) и в со­от­вет­ствии с иными нор­ма­тив­но-пра­во­вы­ми ак­та­ми, Ми­ни­стер­ство юс­ти­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за­ни­ма­ет­ся вы­ра­бот­кой и ре­а­ли­за­ци­ей го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки и нор­ма­тив­но-пра­во­вым ре­гу­ли­ро­ва­ни­ем, а также осу­ществ­ля­ет пра­во­при­ме­ни­тель­ные функ­ции и функ­ции по кон­тро­лю и над­зо­ру в сфе­рах:

·        

исполнения уголовных наказаний;

·        

регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, а также предоставления информации о них;

·        

адвокатуры и адвокатской деятельности;

·        

нотариата и нотариальной деятельности;

·        

государственной регистрации актов гражданского состояния;

·        

легализации и апостиля;

·        

обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

·        

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

·        

противодействия коррупции и антикоррупционной экспертизы;[5]

·        

деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, деятельности коллекторов;

·        

территориального устройства РФ;

·        

организации местного самоуправления;

·        

разграничения полномочий между органами власти (государственными, субъектов федерации и местного самоуправления);

·        

правоприменения, надзора и контроля — в установленных случаях.

 

История создания

XIX век

         Ми­ни­стер­ство юс­ти­ции Рос­сий­ской им­пе­рии было учре­жде­но 20 (8)сентября 1802 года Ма­ни­фе­стом Алек­сандра I «Об учре­жде­нии министерств». Этим же до­ку­мен­том в со­ста­ве Пра­ви­тель­ства преду­смат­ри­ва­лась долж­ность ми­ни­стра юс­ти­ции, и он од­но­вре­мен­но яв­лял­ся ге­не­рал-про­ку­ро­ром Рос­сий­ской им­пе­рии.

         На Ми­ни­стер­ство юс­ти­ции были воз­ло­же­ны функ­ции под­го­тов­ки за­ко­но­да­тель­ных актов, а также управ­ле­ния де­я­тель­но­стью судов и про­ку­ра­ту­ры. Оно за­ни­ма­лось во­про­са­ми на­зна­че­ния, пе­ре­ме­ще­ния, уволь­не­ния чинов су­деб­но­го ве­дом­ства, учре­жде­ния и упразд­не­ния судов, осу­ществ­ля­ло над­зор за их ра­бо­той. Пер­вым ми­ни­стром юс­ти­ции — ге­не­рал-про­ку­ро­ром Рос­сий­ской им­пе­рии был утвер­ждён вы­да­ю­щий­ся рус­ский поэт и го­су­дар­ствен­ный де­я­тель — Гав­ри­ил Ро­ма­но­вич Дер­жа­вин.

         Осу­ществ­ляя управ­ле­ние всей си­сте­мой юс­ти­ции, Ми­ни­стер­ство с пер­вых дней сво­е­го об­ра­зо­ва­ния боль­шое зна­че­ние при­да­ва­ло со­вер­шен­ство­ва­нию за­ко­но­да­тель­ства. Под ру­ко­вод­ством из­вест­но­го го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля М. М. Спе­ран­ско­го была про­ве­де­на ко­ди­фи­ка­ция за­ко­но­да­тель­ства: из­да­но 56 томов Пол­но­го со­бра­ния за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии и 15 томов Свода за­ко­нов.

         В 1828 году Спе­ран­ский пред­ста­вил Им­пе­ра­то­ру пред­ло­же­ния о необ­хо­ди­мо­сти кад­ро­во­го укреп­ле­ния судов су­дья­ми и пра­во­ве­да­ми, при­чём их под­го­тов­ка тре­бо­ва­ла непо­сред­ствен­но­го уча­стия Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции.

         После про­ве­дён­ной в 1864 году в Рос­сии су­деб­ной ре­фор­мы, в под­го­тов­ке и про­ве­де­нии ко­то­рой Ми­ни­стер­ство юс­ти­ции при­ни­ма­ло де­я­тель­ное уча­стие, пол­но­мо­чия Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции за­мет­но рас­ши­ри­лись. На всех эта­пах про­хож­де­ния су­деб­ной ре­фор­мы роль Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции была зна­чи­тель­ной, а то и опре­де­ля­ю­щей. Ми­ни­стер­ство юс­ти­ции осу­ществ­ля­ло ру­ко­вод­ство су­деб­ны­ми ор­га­на­ми, управ­ле­ние ме­же­вой и тю­рем­ной ча­стя­ми, но­та­ри­а­том. За­ве­дуя лич­ным со­ста­вом суда и про­ку­ра­ту­ры, оно по­лу­чи­ло право на­зна­че­ния и уволь­не­ния сле­до­ва­те­лей по важ­ней­шим делам в окруж­ных судах, а также го­род­ских судей и чле­нов уезд­ных окруж­ных судов. Ми­ни­стер­ство ввело ин­сти­ту­ты ми­ро­вых судей и при­сяж­ных за­се­да­те­лей, на­пря­мую ру­ко­во­ди­ло де­я­тель­но­стью про­ку­ра­ту­ры и осу­ществ­ля­ло управ­ле­ние ме­ста­ми ли­ше­ния сво­бо­ды. Ми­ни­стер­ство об­ла­да­ло до­ста­точ­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми по фор­ми­ро­ва­нию и про­ве­де­нию в жизнь пра­во­вой по­ли­ти­ки го­су­дар­ства.

         По пред­став­ле­нию Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции За­ко­ном от 16 июня 1884 года было уси­ле­но на­ка­за­ние за слу­жеб­ные рас­тра­ты и хи­ще­ния, в том числе для лиц при­ви­ле­ги­ро­ван­ных со­сло­вий. По хо­да­тай­ству Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции 26 мая 1881 года было от­ме­не­но пуб­лич­ное ис­пол­не­ние смерт­ной казни. В об­ла­сти граж­дан­ско­го права 19 мая 1881 года Ми­ни­стер­ством юс­ти­ции были со­став­ле­ны Пра­ви­ла о по­ряд­ке укреп­ле­ния прав на недви­жи­мое иму­ще­ство.

         Все за­ко­но­да­тель­ные пред­ло­же­ния пред­став­ля­лись на за­клю­че­ние Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции до вне­се­ния их на рас­смот­ре­ние Го­су­дар­ствен­но­го со­ве­та, а с 1881 года за­ко­но­про­ек­ты дру­гих ве­домств стали по­сту­пать на за­клю­че­ние Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции не толь­ко для их оцен­ки с юри­ди­че­ской сто­ро­ны, но и для со­гла­со­ва­ния с су­ще­ству­ю­щи­ми за­ко­на­ми.

За­ко­но­твор­че­ство Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции конца 19 века — на­ча­ла XX века ха­рак­те­ри­зу­ет­ся осо­бым вни­ма­ни­ем к пра­вам лич­но­сти.

         В 1897 году раз­ра­бо­тан про­ект за­ко­на об из­ме­не­нии по­ряд­ка воз­буж­де­ния во­про­сов об от­вет­ствен­но­сти гу­бер­на­то­ров; в 1903 году — про­ект за­ко­на об услов­ном осуж­де­нии, что яв­ля­лось со­вер­шен­но новым и весь­ма де­мо­кра­тич­ным ин­сти­ту­том для Рос­сии; в том же году Ми­ни­стер­ством юс­ти­ции был раз­ра­бо­тан дис­ци­пли­нар­ный устав, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щий на­ка­за­ние за слу­жеб­ные про­ступ­ки; в 1904 году раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся про­ект за­ко­на о неко­то­рых из­ме­не­ни­ях в на­ка­зу­е­мо­сти и по­ряд­ке пре­сле­до­ва­ния го­су­дар­ствен­ных пре­ступ­ле­ний. В том же году Ми­ни­стер­ством юс­ти­ции утвер­жде­ны Пра­ви­ла о по­ряд­ке со­дер­жа­ния в тюрь­мах граж­дан­ско­го ве­дом­ства по­ли­ти­че­ских аре­стан­тов.

С се­ре­ди­ны 19 века ми­ни­стры юс­ти­ции ак­тив­но за­ни­ма­лись меж­ду­на­род­ной де­я­тель­но­стью: пред­се­да­тель­ство­ва­ли в Меж­ду­на­род­ном три­бу­на­ле, были чле­на­ми по­сто­ян­ной Меж­ду­на­род­ной па­ла­ты Тре­тей­ско­го суда в Гааге. За­да­чей Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции было ин­фор­ми­ро­вать ми­ни­стров об утвер­жде­нии уста­вов вновь со­здан­ных ор­га­ни­за­ций и об­ществ, а сам ми­нистр обя­зан был еже­не­дель­но пред­став­лять Им­пе­ра­то­ру лич­ные или пись­мен­ные до­кла­ды о со­сто­я­нии по­ру­чен­ных дел.

13 де­каб­ря 1895 года из ве­де­ния Ми­ни­стер­ства внут­рен­них дел в ве­де­ние Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции было пе­ре­да­но Глав­ное тю­рем­ное управ­ле­ние, что объ­яс­ня­лось «…целью сбли­же­ния тю­рем­но­го дела в его за­ко­но­да­тель­ной по­ста­нов­ке и прак­ти­че­ском осу­ществ­ле­нии с ин­те­ре­са­ми пра­во­су­дия».

XX век

После Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции 1917 года Ми­ни­стер­ство юс­ти­ции было пре­об­ра­зо­ва­но в На­род­ный ко­мис­са­ри­ат юс­ти­ции. Прак­ти­че­ское пре­тво­ре­ние в жизнь Де­кре­та № 1 «О суде» по­тре­бо­ва­ло от ор­га­нов юс­ти­ции уси­лий, свя­зан­ных с фор­ми­ро­ва­ни­ем судов и под­бо­ром для них кад­ров. За­мет­ное место в де­я­тель­но­сти ко­мис­са­ри­а­та юс­ти­ции за­ни­ма­ло со­зда­ние но­во­го за­ко­но­да­тель­ства. При­ня­тым 30 ян­ва­ря 1928 года по­ста­нов­ле­ни­ем ВЦИК и СНК нар­ко­му юс­ти­ции были непо­сред­ствен­но под­чи­не­ны в ка­че­стве за­ме­сти­те­лей про­ку­рор и пред­се­да­тель Вер­хов­но­го Суда рес­пуб­ли­ки. Со­глас­но По­ло­же­нию о На­род­ном ко­мис­са­ри­а­те юс­ти­ции, утвер­ждён­но­му 26 но­яб­ря 1929 года, Вер­хов­ный Суд вхо­дил в со­став ап­па­ра­та Нар­ко­мю­ста.

Впо­след­ствии пол­но­мо­чия Нар­ко­ма­та юс­ти­ции пре­тер­пе­ли ра­ди­каль­ные из­ме­не­ния — в 1936 году про­ку­ра­ту­ра была вы­де­ле­на в са­мо­сто­я­тель­ное ве­дом­ство.

С 1936 года на Нар­ко­мат юс­ти­ции СССР была воз­ло­же­на за­да­ча си­сте­ма­ти­за­ции и под­го­тов­ки ма­те­ри­а­лов по ко­ди­фи­ка­ции за­ко­но­да­тель­ства и до 1946 года за­ко­но­твор­че­ская де­я­тель­ность шла по трём ос­нов­ным на­прав­ле­ни­ям: под­го­тов­ка об­ще­со­юз­ных ко­дек­сов (Уго­лов­но­го, Граж­дан­ско­го, Уго­лов­но-про­цес­су­аль­но­го, Граж­дан­ско-про­цес­су­аль­но­го, Основ тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ства и Основ за­ко­но­да­тель­ства о браке и семье); под­го­тов­ка Хро­но­ло­ги­че­ско­го со­бра­ния за­ко­нов, ука­зов и по­ста­нов­ле­ний Пра­ви­тель­ства СССР и Си­сте­ма­ти­че­ско­го со­бра­ния за­ко­нов; спра­воч­ная ра­бо­та по за­ко­но­да­тель­ству.

В си­сте­ме Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции СССР со­зда­ют­ся на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские кри­ми­на­ли­сти­че­ские ла­бо­ра­то­рии и Все­со­юз­ный ин­сти­тут юри­ди­че­ских наук. При­ме­ча­тель­но, что имен­но по ини­ци­а­ти­ве Ми­ню­ста РСФСР в 1957 году (впер­вые в рос­сий­ском праве) в текст УПК РСФСР было вклю­че­но по­ня­тие «пре­зумп­ция неви­нов­но­сти».

По по­ло­же­нию о Нар­ко­ма­те юс­ти­ции СССР от 8 де­каб­ря 1936 года Нар­ко­мюст и его мест­ные ор­га­ны по­лу­чи­ли право да­вать судам ука­за­ния о пра­виль­но­сти и еди­но­об­ра­зии при­ме­не­ния су­деб­ной прак­ти­ки. Такие вза­и­мо­от­но­ше­ния ор­га­нов юс­ти­ции и судов под­вер­га­лись кри­ти­ке и по­слу­жи­ли одним из по­во­дов упразд­не­ния Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции СССР в 1963 году.

По­сколь­ку из­лиш­няя ра­ди­каль­ность и от­ча­сти оши­боч­ность та­ко­го ре­ше­ния была оче­вид­на и под­твер­жде­на вре­ме­нем, 30 ав­гу­ста 1970 года Пре­зи­ди­ум Вер­хов­но­го Со­ве­та СССР издал Указ, по­ло­жив­ший на­ча­ло вос­со­зда­нию ор­га­нов юс­ти­ции. 24 сен­тяб­ря того же года было вос­ста­нов­ле­но Ми­ни­стер­ство юс­ти­ции РСФСР.

25 де­каб­ря 1991 года Вер­хов­ный Совет РСФСР за­ко­ном № 2094-1 по­ста­но­вил: РСФСР впредь име­но­вать Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция (Рос­сия). 21 ап­ре­ля 1992 года Съезд на­род­ных де­пу­та­тов РСФСР утвер­дил пе­ре­име­но­ва­ние РСФСР в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию, внеся со­от­вет­ству­ю­щие по­прав­ки в Кон­сти­ту­цию, ко­то­рые всту­пи­ли в силу 16 мая 1992 года с мо­мен­та опуб­ли­ко­ва­ния в «Рос­сий­ской га­зе­те». В связи с по­прав­ка­ми в кон­сти­ту­цию ми­ни­стер­ства РСФСР стали на­зы­вать­ся ми­ни­стер­ства­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (ст. 128 и 129 кон­сти­ту­ции) и со­от­вет­ствен­но Ми­ни­стер­ство юс­ти­ции РСФСР стало име­но­вать­ся Ми­ни­стер­ством юс­ти­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

06 сентября 2021 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).