Вы здесь

О сроках полномочий выборных органов некоммерческих организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются ее учредительными документами в соответствии с требованиями закона.

При этом формирование руководящих, исполнительных органов некоммерческой организации осуществляется, в большинстве случаев, на заседании коллегиального высшего органа управления некоммерческой организации.

Условие правомочности высшего органа некоммерческой организации определено пунктом 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Так, общее собрание членов или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанных собрании или заседании присутствует более половины членов. 

Таким образом, квалифицирующим признаком очной формы проведения собрания, иного заседания высшего органа некоммерческой организации является возможность установления факта присутствия на нем соответствующих лиц.

В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ряде субъектов Российской Федерации введен режим повышенной готовности, в том числе установлен запрет на проведение публичных и иных массовых мероприятий, что препятствует проведению общих собраний членов или заседаний коллегиальных высших органов управления некоммерческих организаций.

В связи с этим использование информационно-телекоммуникационных технологий для проведения очной формы собрания, позволяющих обеспечить участие в проведении собрания высшего органа управления некоммерческой организации его членов, возможно при условии обеспечения соблюдения всех квалифицирующих признаков и правил проведения данной формы собрания, в том числе возможности определения волеизъявления лиц, участвующих удаленно, а также ведения подсчета голосов (пункты 3 и 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом с учетом возможностей современных информационно-телекоммуникационных технологий в целях подтверждения факта участия в собрании заинтересованных лиц следует обеспечить применение соответствующих систем идентификации и контроля доступа. 

Кроме того, при использовании тех или иных информационно-телекоммуникационных технологий для проведения собрания необходимо четко разграничивать очную и заочную формы его проведения. 

Уставом некоммерческой организации может быть предусмотрено принятие ее высшим органом решений без проведения собрания путем проведения заочного голосования, за исключением принятия решений по вопросам, отнесенным законом к исключительной компетенции высшего органа.

Заочное голосование проводится опросным путем посредством обмена документами с использованием почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение. Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации.

Возможность принятия решений собранием посредством заочного голосования, в том числе голосования с помощью электронных или иных технических средств, указана в пункте 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Особенности порядка проведения собраний высших органов некоммерческих организаций в зависимости от осуществляемой ими деятельности могут устанавливаться специальными законами. 

Такие особенности предусмотрены, например, для политических партий Федеральным законом «О политических партиях».

На основании пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать устав политической партии.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О политических партиях» принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

Руководящими органами региональных отделений политической партии принимаются аналогичные решения, соответствующие Федеральному закону «О политических партиях» и уставу политической партии.

Уставом политической партии могут быть также предусмотрены случаи и порядок принятия решений коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее структурных подразделений (например, при выдвижении кандидатов в депутаты на повторных и дополнительных выборах). 

Решения по вышеуказанным вопросам статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

При этом Федеральным законом «О политических партиях» определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием, что в принципе исключает возможность заочного голосования, а также голосования при проведении заседаний с использованием средств видео-связи.

Религиозная организация в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Последствия нарушения порядка проведения собраний предусмотрены положениями статей 181.3 – 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в случае истечения полномочий органов некоммерческой организации в период действия режима повышенной готовности их формирование осуществляется некоммерческой организацией с использованием информационно-телекоммуникационных технологий для проведения очной формы собрания либо в заочной форме в вышеуказанном порядке.

Необходимо отметить, что 01.04.2020 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Предлагаемые законопроектом изменения позволят законодательно закрепить возможность для некоммерческих организаций принимать решения по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции, без проведения собрания (конференции, съезда), иного заседания путем заочного голосования (опросным путем).

 

30 апреля 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).